Секреты уникального звучания групп
Добавлено: Пн янв 14, 2008 1:28
Современные мастера звука не разгадывают загадки средневекового лака и секреты сушки древесины, идущей на скрипичные деки. Они просто пытаются построить собственный саунд – неповторимое, легкоузнаваемое звучание. И подчас добиваются цели невероятными способами. Так, специфическое эхо "The Beatles" формировалось вентиляционными камерами лондонской студии "Abbey Road". Культовый электроорган "Hammond" представляет собой комбинацию часового механизма и магнитофона. А тайна неповторимого вокала Френка Синатры – в микрофоне "Neumann U47" и предварительном усилителе с лампами эпохи Второй мировой. И это далеко не все секреты монстров рока, поп-див и классных рок-н-ролльщиков.
Каминная гитара
Поклонники "Queen" считают неповторимое звучание гитары Брайана Мэя такой же визитной карточкой группы, как и голос Фредди Мэркьюри. Долгое время оставалось загадкой, с помощью каких "примочек" создается такой звук. Большинство доморощенных экспертов сходилось в том, что Мэй работал с синтезатором. Но это не так.
С пяти лет Брайан учился играть на фортепиано и банджо, но к шести годам понял, что его инструмент – гитара. В семь лет мальчику подарили акустическую гитару, но она оказалась слишком большой для детских рук. Вот тогда-то будущий преподаватель Королевской музыкальной академии, доктор астрофизики и по совместительству рок-звезда стал переделывать музыкальный инструмент под себя. Юный Мэй мечтал о "Fender Stratocaster", но родители не могли купить сыну такой дорогой инструмент. И Брайан вместе с отцом принялся мастерить его своими руками. На это ушло два года и невероятный материал. Гриф изготовлен из куска махагонового дерева, отпиленного от 200-летней каминной балки. Корпус гитары – из дуба, головки колков – из старых перламутровых пуговиц, а рукоятка механического тремоло – из держателя багажника мотоцикла. Рассчитав математическую модель гитары, Брайан Мэй нарушил один из главных постулатов. Его "Red Special" имеет 24 лада – на два больше, чем у классической 6-струнной. Зато «самопал» позволяет брать более высокие ноты и извлекать неповторимые звуки.
Став известным музыкантом, Брайан отказался от традиционных медиаторов. Вместо них он использовал монеты достоинством в 6 пенсов. Их "отменили" еще в начале 1970-х, но в 1993 г. Королевский монетный двор согласился напечатать специальную партию 6-пенсовиков с изображением Брайана Мэя, чтобы тот мог по-прежнему использовать "нумизматику" вместо пластика.
Маленький великий "Putney"
Альбом "The Dark Side of the Moon" считается самым ярким творением группы "Pink Floyd". Неповторимый саунд "Обратной стороны луны" создан британским инженером Аланом Парсонсом (он же записывал "Abbey Road" – последний альбом "The Beatles") и сыном русских эмигрантов Петром Зиновьевым, основавшим электромузыкальную компанию "EMS". В 1969 г. вместе с Дэвидом Кокереллом он создал первый в истории шоу-бизнеса портативный синтезатор "VCS3". Компактный "VCS3" (музыканты прозвали его "Putney") обладал возможностями огромных студийных синтезаторов. "Машинки" Зиновьева до сих пор считаются лучшим инструментом в своем классе. Их использовали Jean Michel Jarre, "Roxy Music", "The Who", "Pink Floyd", "Led Zeppelin".
Тайна "Deep Purple"
Ричи Блэкмор не делал гитару собственными руками, но уникальный звук инструмента он выстроил сам.
В середине 1960-х Ричи работал сессионным гитаристом на студии Джо Мика – легендарного инженера и продюсера. Мик активно экспериментировал с магнитофонами, придумал наложение звука и создал многие гитарные "примочки", вошедшие в арсенал рок-музыкантов. Собственно говоря, хард-рок как таковой придумал тоже Джо Мик. Блэкмор научился у шефа творчески обращаться с аппаратурой. Легендарный звук его гитары был создан с помощью старинного катушечника. О необычном музыкальном инструменте Блэкмор рассказывает неохотно. Но, судя по фотографиям, речь идет о катушечнике "Aiwa" серии TP (1967–69 годы). В 1972 г. Блэкмор переделал предварительный усилитель японского магнитофона, увеличил скорость движения ленты и использовал "Айву" в качестве эффектора и линии задержки.
Ни Блэкмор, ни работавшие с ним инженеры долго не могли заменить разваливающийся от старости магнитофон "Aiwa". Синтезаторы и цифровые гаджеты оказались бессильными – гениальный гитарист постоянно возвращался к катушечнику. И только на рубеже тысячелетий специалисты датской компании "T-REX Engineering" создали педаль "T-REX Replica", заменившую допотопного "японца". "Теперь, – говорит Блэкмор, – на старости лет у меня есть вариант, который позволяет заменить "незаменимое".
Каминная гитара
Поклонники "Queen" считают неповторимое звучание гитары Брайана Мэя такой же визитной карточкой группы, как и голос Фредди Мэркьюри. Долгое время оставалось загадкой, с помощью каких "примочек" создается такой звук. Большинство доморощенных экспертов сходилось в том, что Мэй работал с синтезатором. Но это не так.
С пяти лет Брайан учился играть на фортепиано и банджо, но к шести годам понял, что его инструмент – гитара. В семь лет мальчику подарили акустическую гитару, но она оказалась слишком большой для детских рук. Вот тогда-то будущий преподаватель Королевской музыкальной академии, доктор астрофизики и по совместительству рок-звезда стал переделывать музыкальный инструмент под себя. Юный Мэй мечтал о "Fender Stratocaster", но родители не могли купить сыну такой дорогой инструмент. И Брайан вместе с отцом принялся мастерить его своими руками. На это ушло два года и невероятный материал. Гриф изготовлен из куска махагонового дерева, отпиленного от 200-летней каминной балки. Корпус гитары – из дуба, головки колков – из старых перламутровых пуговиц, а рукоятка механического тремоло – из держателя багажника мотоцикла. Рассчитав математическую модель гитары, Брайан Мэй нарушил один из главных постулатов. Его "Red Special" имеет 24 лада – на два больше, чем у классической 6-струнной. Зато «самопал» позволяет брать более высокие ноты и извлекать неповторимые звуки.
Став известным музыкантом, Брайан отказался от традиционных медиаторов. Вместо них он использовал монеты достоинством в 6 пенсов. Их "отменили" еще в начале 1970-х, но в 1993 г. Королевский монетный двор согласился напечатать специальную партию 6-пенсовиков с изображением Брайана Мэя, чтобы тот мог по-прежнему использовать "нумизматику" вместо пластика.
Маленький великий "Putney"
Альбом "The Dark Side of the Moon" считается самым ярким творением группы "Pink Floyd". Неповторимый саунд "Обратной стороны луны" создан британским инженером Аланом Парсонсом (он же записывал "Abbey Road" – последний альбом "The Beatles") и сыном русских эмигрантов Петром Зиновьевым, основавшим электромузыкальную компанию "EMS". В 1969 г. вместе с Дэвидом Кокереллом он создал первый в истории шоу-бизнеса портативный синтезатор "VCS3". Компактный "VCS3" (музыканты прозвали его "Putney") обладал возможностями огромных студийных синтезаторов. "Машинки" Зиновьева до сих пор считаются лучшим инструментом в своем классе. Их использовали Jean Michel Jarre, "Roxy Music", "The Who", "Pink Floyd", "Led Zeppelin".
Тайна "Deep Purple"
Ричи Блэкмор не делал гитару собственными руками, но уникальный звук инструмента он выстроил сам.
В середине 1960-х Ричи работал сессионным гитаристом на студии Джо Мика – легендарного инженера и продюсера. Мик активно экспериментировал с магнитофонами, придумал наложение звука и создал многие гитарные "примочки", вошедшие в арсенал рок-музыкантов. Собственно говоря, хард-рок как таковой придумал тоже Джо Мик. Блэкмор научился у шефа творчески обращаться с аппаратурой. Легендарный звук его гитары был создан с помощью старинного катушечника. О необычном музыкальном инструменте Блэкмор рассказывает неохотно. Но, судя по фотографиям, речь идет о катушечнике "Aiwa" серии TP (1967–69 годы). В 1972 г. Блэкмор переделал предварительный усилитель японского магнитофона, увеличил скорость движения ленты и использовал "Айву" в качестве эффектора и линии задержки.
Ни Блэкмор, ни работавшие с ним инженеры долго не могли заменить разваливающийся от старости магнитофон "Aiwa". Синтезаторы и цифровые гаджеты оказались бессильными – гениальный гитарист постоянно возвращался к катушечнику. И только на рубеже тысячелетий специалисты датской компании "T-REX Engineering" создали педаль "T-REX Replica", заменившую допотопного "японца". "Теперь, – говорит Блэкмор, – на старости лет у меня есть вариант, который позволяет заменить "незаменимое".