Эзотерика, философия, религия...

Модератор: ShurShun

Ответить
Аватара пользователя
ShurShun
Не в сети
СуперМодератор
СуперМодератор
Сообщения: 4499
Зарегистрирован: Вт авг 12, 2003 10:59
Откуда: Не помню... Начало Пути теряется в веках...
Контактная информация:

Буддизм

Сообщение ShurShun »

Немыслимая пестрота аналогичных трактовок привела к тому, что в Европе, уставшей от традиционных религиозных догм и ханжеской морали, число поклонников Будды в XX веке постоянно росло. В Германии, Франции и даже некоторых странах бывшего социалистического лагеря возникали монашеские общины и просто клубы. В 1955 году в Гамбурге был образован Германский буддистский союз; такое же общество в Великобритании появилось ещё в 1924, оно до сих пор издаёт журнал "The Middle Wey" ("Срединный путь"), способствовало открытию Лондонской буддистской вихары (с 1954) и храма Буддхападипа (с 1966). Став частью интеллектуальной жизни на Западе, по мнению некоторых психологов, буддизм так хорошо привился сразу по нескольким причинам. Его постулаты использовали философы-экзистенциалисты; юное поколение радостно подхватило новое веяние и стало с энтузиазмом натягивать оранжевые одеяния буддистских монахов. Для них буддизм стал одним из ответвлений молодёжной левой контркультуры. Особенно большое число последователей буддизма в Европе отмечалось, когда его идеи были популярны среди "детей-цветов" поколения хиппи и битников.
Однако самое главное, пожалуй, что привлекло к имени Будды такое число симпатизирующих европейцев, в том, что, в отличие от других мировых религий, его учение показывало путь к спасению, но при этом не грозило огненными гееннами за опоздание с исповедью, за не вовремя внесённые в кассу прихода деньги на отпущение грехов или неверно ориентированный на восток коврик для намаза. Популярности буддизма способствовало и то, насколько в нём всё, на первый взгляд, просто и незатейливо. Нигде не говорится о том, во что необходимо верить, какие обряды выполнять и по каким дням поститься. Согласно установкам Будды, каждый человек идёт по жизни своим, именно для него оптимальным путём, определяемым кармой. Человек достигнет понимания жизни тем быстрее, если будет понимать и следовать только ему одному предназначенному собственному пути. Ритуалы, мантры и церемонии существуют и сосуществуют в буддизме практически на любой вкус. Все они были созданы уже после того, как сам Просветлённый отошёл в лучшие миры, чтобы помочь вставшему на путь учения, но ещё не обладающему достаточной глубиной его понимания. Плюс к тому, несмотря на наличие формального свода правил, чтобы быть последователем Будды, вообще не требовалось в качестве обязательного условия следовать каким-либо ритуалам и церемониям. В буддистских ритуалах каждый волен принимать участие в меру своего интереса и желания. Главное – это стремление к пониманию, осознанное и практическое действие. И это тоже было заветом самого Будды, который перед смертью просил монахов запомнить два условия, гарантирующие сохранение его учения на многие века: "Не ссориться из-за мелких и ничтожных предписаний дисциплины в общине, соблюдая наиболее существенные наставления, и ревностно стремиться к просветлению".
Сильнее всего "приложили" буддизм последователи атеизма – те люди, которые верят в то, что никаких богов нет. Исключительно ради иллюстрации приведём характеристику "социальной доктрины буддизма", данную в справочнике "Настольная книга атеиста", ориентированного на вооружение соответствующей аргументацией "пропагандистов, агитаторов, партийных и советских работников, преподавателей и учащихся высших и средних учебных заведений". Итак, Москва, Политиздат, 1974 год: "Учение буддизма о бытии как страдании несомненно по-своему в превратной форме отражало реальное положение трудящихся масс антагонистического общества, неизбежно обрекаемых самим социальным строем на непрерывные мучения и страдания". Прониклись? Однако наша задача не состоит в том, чтобы разбирать достоинства и недостатки буддизма как одной из основных мировых религий, кстати, куда более древней, чем христианство и ислам. Любая религия – это служение (religio – лат.), и каждый человек сам должен определить для себя, какому культу он служит и стоит ли делать это вообще. Однако буддизм, в отличие от прочих парадигм для "рабов божьих", всё же предоставляет личности некоторую степень внутренней свободы и самоопределения. Дождавшись, пока его возлюбленная разрешится от бремени, дабы не оставлять княжество без наследника, принц отрёкся от мирской жизни и побрёл по индийским дорогам в поисках истины. В течение шести лет он занимался то йогой, то умерщвлением плоти, обращался за наставлениями к отшельникам и известным мудрецам, но разочаровался во всех религиозных и философских доктринах, которые так и не дали ему ответа на вопрос о причинах страданий человечества. Вымотавшись душой и телом, Гаутама прилёг на берегу реки в тени большого дерева джамбу (смоковницы) и дал себе слово, что не сдвинется с места, пока на него не снизойдёт просветление. Однако начал терять сознание от голода, ведь был до крайности истощён долгим постом. И тогда он всё же что-то съел и сделал для себя первый важный вывод: духовных сил не будет, если нет физических. Это открытие под Боддхи (смоковница потом получила титул древа просветления) стало первым постулатом буддизма о срединном пути: надо стремиться к здоровой самодисциплине, избегая как чувственной распущенности, так и самоумерщвления. Но это было только начало. В ночь полнолуния месяца весак (май), когда на определённые категории людей постоянно что-то нисходит, Гаутама сконцентрировал своё сознание на восходящей утренней звезде, и на него снизошло просветление. Бывший принц и нищий стал Буддой, Просветлённым – он "вышел из мрака неведения и увидел мир в истинном свете". Это событие было названо великим пробуждением. Встав из-под дерева, 35-летний Будда пошёл "будить" других людей. Его первое публичное выступление состоялось в Сарнатхе, в саду газелей, там он собрал первых учеников, и колесо дхармы (благого закона) закрутилось. Последующие 44 года по 9 месяцев в году он проповедовал, переходя из деревни в деревню, а 3 месяца "находился в уединении", пережидая сезон дождей. Не оставив после себя никакой собственноручно написанной книги, Будда все наставления давал устно ученикам или последователям, принимавшим участие в беседах.
Вспомним о том, что мы знаем о Сидхартхе из рода Шакья как о человеке, а не как о пророке.
Гаутама, будущий Просветлённый, был рождён 8 апреля 563 года до н.э. принцем и наследником трона небольшого княжества Капилавасту на северо-востоке Индии. Едва он появился на свет, брахманы сообщили его папе-радже, что если тот изолирует сына от внешнего мира, быть Сидхартхе самым великим правителем. И жить бы да жить юноше в полном счастье и блеске индийской роскоши, наслаждаться любовью, женившись в 16 лет на красавице принцессе, гулять по своей золотой клетке с райскими птицами... Но вот как-то раз в 29 лет любопытство, что же происходит в ином мире, куда ему нет доступа, вывело его в "самоволку" за пределы дворца. Первая же вылазка повергла принца в шок: он увидел старого человека, изнурённого трудом и лишениями. Возница, взявшийся быть гидом, пояснил ему, что старец такой худой и сгорбившийся потому, что таков удел всех людей – естественный и неизбежный итог жизни. Полуживое, но ещё ходячее свидетельство того, что человечество, оказывается, подвержено страданиям, заставило принца продолжить экскурсии во внешний мир. Во второй раз он увидел больного проказой, теряющего по дороге части собственного тела, поражённого неизлечимым недугом. Сидхартхе объяснили, что болезни не щадят даже самых крепких и здоровых людей и никто не знает, как их избежать. В третий раз принц наткнулся на похоронную процессию, хотя до этого вообще ни разу не слышал слово "смерть", таково уж было его домашнее воспитание, и пришёл к выводу, что люди не могут влиять на свою судьбу, а значит, смерть неизбежна и жизнь бессмысленна. И, наконец, Гаутама встретил аскета, подвергавшего себя традиционной индийской духовной дисциплине – садху, а именно бродяжничеству с миской для подаяний в руках, так как в подлунном мире невозможно обрести свой дом.
Дождавшись, пока его возлюбленная разрешится от бремени, дабы не оставлять княжество без наследника, принц отрёкся от мирской жизни и побрёл по индийским дорогам в поисках истины. В течение шести лет он занимался то йогой, то умерщвлением плоти, обращался за наставлениями к отшельникам и известным мудрецам, но разочаровался во всех религиозных и философских доктринах, которые так и не дали ему ответа на вопрос о причинах страданий человечества. Вымотавшись душой и телом, Гаутама прилёг на берегу реки в тени большого дерева джамбу (смоковницы) и дал себе слово, что не сдвинется с места, пока на него не снизойдёт просветление. Однако начал терять сознание от голода, ведь был до крайности истощён долгим постом. И тогда он всё же что-то съел и сделал для себя первый важный вывод: духовных сил не будет, если нет физических. Это открытие под Боддхи (смоковница потом получила титул древа просветления) стало первым постулатом буддизма о срединном пути: надо стремиться к здоровой самодисциплине, избегая как чувственной распущенности, так и самоумерщвления. Но это было только начало. В ночь полнолуния месяца весак (май), когда на определённые категории людей постоянно что-то нисходит, Гаутама сконцентрировал своё сознание на восходящей утренней звезде, и на него снизошло просветление. Бывший принц и нищий стал Буддой, Просветлённым – он "вышел из мрака неведения и увидел мир в истинном свете". Это событие было названо великим пробуждением. Встав из-под дерева, 35-летний Будда пошёл "будить" других людей. Его первое публичное выступление состоялось в Сарнатхе, в саду газелей, там он собрал первых учеников, и колесо дхармы (благого закона) закрутилось. Последующие 44 года по 9 месяцев в году он проповедовал, переходя из деревни в деревню, а 3 месяца "находился в уединении", пережидая сезон дождей. Не оставив после себя никакой собственноручно написанной книги, Будда все наставления давал устно ученикам или последователям, принимавшим участие в беседах.
По легенде, 80-летний Будда сделал последнюю остановку на земном пути в гостях у властителя Магадхи раджи Аджата Шатру. За ужином он съел что-то лишнее и, дабы не страдать от пищевого отравления, погрузился в медитацию, откуда его душа уже не вернулась. Преемника он назначить не успел. Это произошло в майское полнолуние 483 года до нашей эры.
А буддизм из монашеской общины сангха, где соблюдалось равновесие между отшельнической и мирской жизнью, шагнул на просторы Азии. Традиция Теравада (или Хиннана) распространилась на Цейлон, Бирму, Индию и Таиланд, а Махаяна вместе со своим ответвлением "дзен-буддизм" – на Китай, Корею и Японию. Вслед за ступой Санчи, куда был помещён пепел от сгоревшего тела Будды, выросли изумительные пагоды, пещерные святилища в Эллоре и Аджанте. Но всё-таки куда ценнее бронзовых статуй Просветлённого и изумрудов, которыми их украшали, его совет, данный всем нам: "Будьте сами своими светильниками!".
Вечный радостномудрый Никто
Разделясь на кого-то и что-то
Где-то там и вот здесь
Собирает/играет в Себя)
***
"Молодые князья одряхлевшего старого мира
Постареют когда-нибудь и с тоской оглянутся назад.
Им сияют из прошлого бриллианты, рубины, сапфиры,
Ну а кто поудачливей, те любимые вспомнят глаза."

Ответить