Главная Форум Галерея Благотворительность  
   
 
Новости города : Политика : Технологии : Авто : Развлечения : Спорт
О сайте
  Эксперты предложили ещё раз обсудить, нужен ли Багаевский гидроузел 
 
Метки

Рубрики

Календарь
Январь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архивы

На правах рекламы

Свежие записи

Страницы

Счетчики
ФОБОС: погода в г.Шахты



Rambler's Top100

Рейтинг@Mail.ru


Мета

Разделы нашего форума

  Эксперты предложили ещё раз обсудить, нужен ли Багаевский гидроузел
 

Эксперты предложили ещё раз обсудить, нужен ли Багаевский гидроузел

Экспертный совет при Правительстве РФ, рассмотрев результаты публичного технологического и ценового аудита проекта строительства Багаевского гидроузла на Дону, решил, что тема требует дополнительной проработки. Напомним, в начале августа проект строительства Багаевского гидроузла был включён в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)". Финансироваться проект будет за счёт федерального бюджета. Затраты на его реализацию составят около 22 млрд рублей. Необходимость строительства такого гидроузла обсуждалась сначала в 1950-х, потом дискуссия продолжилась в 1980-е годы, но денег тогда так и не выделили. Проект предусматривает строительство судоходного шлюза, рыбопропускных сооружений, плотины и инженерных сооружений, предохраняющих от затопления и подтопления территорий. Заявлено, что это поможет справиться с проблемой маловодья Дона, восстановить судоходство и предотвратить обмеление Цимлянского водохранилища. Планируется, что строительство начнётся в 2017 году. Однако общественность, в том числе многие учёные, выступили противниками строительства гидроузла, так как это негативно скажется на экологии региона и может навредить экосистеме Азовского моря. Одним из главных постулатов сторонников строительства является то, что это позволит к 2020 году увеличить грузопоток до 18-19 млн тонн. Однако совет при Правительстве РФ, рассмотрев все материалы, пришёл к выводу, что это заявление требует подтверждения, и только после него можно принимать окончательное решение о реализации проекта. В ходе аудита было учтено, что проект имеет большой общественный резонанс, вызванный опасениями об ухудшении экологической ситуации. Однако при анализе был выявлен всего один риск для экологии — нарушение миграции проходных и полупроходных рыб. Последствия этого риска оцениваются в 279 млн рублей. Заказчику проекта, коими являются сразу три организации — Минтранс РФ, Федеральное агентство морского и речного транспорта и Азово-Донская бассейновая администрация — рекомендовано провести дополнительный аудит проектных решений по минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Также к рискам эксперты отнесли несоблюдение сроков проектирования и снижение качества за счёт жёстких сроков. Из-за сокращения срока проектирования до года вырастает риск его несоблюдения, а также снижения качества и полноты необходимых изысканий и проектирования. В связи с этим заказчикам предложено доработать календарный план реализации проекта с указанием этапов и видов работ и экспертиз, сроков, участников и ответственных лиц, привлекаемых подрядчиков и иных ресурсов, необходимых для качественного проектирования в сжатые сроки. Ещё один интересный нюанс: заказчикам рекомендовано "подготовить сценарную модель с учётом возможности платного прохода через гидроузел". Для её анализа предложено привлечь независимых консультантов. Заметим, что ранее вопрос о плате за проход судов не поднимался. Видимо, рассматривается возможность сделать проект окупаемым. Стоит добавить, что летом 2016 года группа учёных направила в адрес президента России Владимира Путина ходатайство о полном исключении какого-либо строительства гидросооружений на нижнем Дону. В письме они отмечают, что упадок, в который постепенно приходит Дон, — во многом следствие ранее построенных на нём сооружений, а также недостаточной расчистки малых рек, питающих Дон и Цимлу. Учёные отметили, что сегодня суда перевозят по Дону менее 9 млн тонн груза, и значительного роста этой цифры не предвидится. Аргумент о нехватки воды для орошения тоже отвергнут: ранее площадь поливных земель на нижнем Дону составляла 240 тысяч гектаров, а сейчас только 50-70. "И в этих условиях внезапно, без какого-либо научного обоснования, разворачивается бурная деятельность по срочному строительству нового гидроузла в районе хутора Арпачин. При этом во всём мире, наоборот, усиливается тенденция к демонтажу плотин и к переходу на суда с низкой посадкой, что, кстати, обеспечивает многократный рост объёмов перевозок по сравнению с нашими и одновременно восстановление рыбных запасов", — отмечено в письме. При этом учёные составили список из 15 серьёзных проблем, к которым приведёт строительство гидроузла. Например, это ухудшение водного баланса нижнего Дона за счёт увеличения зеркала испарения, резкого усиления фильтрационных эффектов и увеличения объёма воды, необходимого для заполнения изменённого русла. Также будут окончательно уничтожены последние нерестилища многих ценных пород рыб. Усилится осолонение Азовского моря, будут подтоплены и станут частично непригодными для жизни несколько крупных населённых пунктов вблизи гидроузла, произойдёт заболачивание и засоление нескольких тысяч гектаров сельхозземель. Кроме того, строительство гидроузла приведёт к уничтожению двух заповедных островов в районе хутора Арпачин с их уникальной охраняемой биосферой и песчаных донских пляжей на несколько километров вверх по течению реки — излюбленных мест отдыха многих жителей Ростовской области. В составлении письма президенту кроме учёных принимал участие винодел Юрий Малик, чьи виноградники расположены неподалёку от Арпачина. Здешние плодороднейшие земли также пойдут под затопление. Об убытках из-за их потери говорил и председатель Южного научного центра академик Геннадий Матишов. Затопленными окажутся дорогостоящие плодородные земли — 187,2 гектара в Азовском районе, 46,3 гектара в Багаевском, 68 гектаров в Волгодонском, почти 100 гектаров в Цимлянском районах. Юрий Малик рассказал, что в береговой зоне будут уничтожены сотни тысяч многолетних деревьев, а берега Дона зарастут камышом. Кроме того, значительно возрастёт число сине-зелёных водорослей, загрязняющую питьевую воду. Несмотря на все опасения учёных, был объявлен конкурс на проектирование Багаевского гидроузла, который выиграла московская компания ОА "Акватик", снизив цену с 736,2 млн рублей до 552,2 млн рублей. Экспертный совет при Правительстве РФ порекомендовал заказчикам подготовить необходимые дополнения к проекту до 1 апреля 2017 года, после чего решено вернуться к обсуждению целесообразности строительства.

Источник

Метки: